Если Проводник автоматически закрывается или перезапускается, то причиной такого поведения обычно является несовместимость одной из установленных программ вашей операционной системой. Однако могут быть и другие причины – в частности, повреждение системных файлов. Посмотрим, что делать, если на экране появляется сообщение «Прекращена работа программы Проводник».
Прежде чем вы начнете выполнять указанные ниже рекомендации, запустите систему в безопасном режиме.
Если здесь Проводник работает, то проблема кроется в несовместимости одной из установленных программ. Если же и в безопасном режиме появляется ошибка, то сразу переходите к последнему разделу статьи – восстановлению системных файлов.
Проверка на вирусы
Если Проводник самостоятельно завершает работу, то первым делом необходимо проверить компьютер на вирусы. Желательно сделать это с помощью нескольких бесплатных утилит от разных производителей:
- Dr. Web CureIt.
- Kaspersky Virus Removal Tool.
- Microsoft Safety Scanner.
Просканируйте компьютер всеми тремя утилитами и уничтожьте обнаруженные угрозы. Это может занять достаточно много времени, зато так вы полностью исключите возможность вирусного заражения и с чистой совестью сможете перейти к проверке других возможных причин прекращения работы Проводника Windows.
Отключение компонентов контекстного меню
Иногда ошибку в работе Проводника вызывают не вредоносный код, а обычные приложения стороннего разработчика, которые встраиваются в контекстное меню. Выявив и отключив этот компонент, вы решите проблему с вылетом программы.
Найти вредящее системе приложение поможет бесплатная утилита ShellExView. Работать с ней нужно следующим образом:
- Запустите утилиту и отсортируйте все программы по типу, щелкнув левой кнопкой по одноименному столбцу.
- Ищите в списке элементы с типом «Контекстное меню». Выбирайте те приложения, разработчиком которых является НЕ Microsoft. Например, WinRAR, DropBox или 2GIS.
- Отключите компоненты, подходящие под указанные выше условия, выделяя их и нажимая клавишу F7 или красную кнопку под меню «Файл».
- Перезагрузите компьютер и проверьте, начал ли Проводник работать нормально.
Если после перезагрузки Проводник не вылетает, то вам нужно снова запустить утилиту ShellExView и по очереди включить деактивированные приложения. Найти их будет легко – в столбце «Деактивировано» у них будет стоять статус «Да».
Включайте приложения по очереди и проверяйте, как работает программа Проводник. Так вы можете выявить конкретный компонент, который влияет на работу систему, и избавиться от него.
Чистая загрузка
Если с приложениями сторонних разработчиков ничего не вышло, попробуйте пойти другим путем – ищите проблему среди служб и программ автозагрузки. Для этого воспользуйтесь так называемым «чистым режимом»:
- Найдите в меню «Пуск» утилиту «msconfig».
- На вкладке «Общие» отметьте «Выборочный запуск» и снимите галочку с пункта «Загружать элементы автозагрузки».
- Перейдите к вкладке «Службы», нажмите «Отключить всё» и поставьте отметку «Не отображать».
- Нажмите «Ок» и перезагрузите компьютер.
Если в чистом режиме Проводник работает, то попробуйте выявить службу, которая ему мешает при обычной загрузке:
- Зайдите в систему под учетной записью администратора.
- Через меню «Выполнить» (Win+R) запустите инструмент «msconfig».
- Перейдите на вкладку «Службы» и поставьте отметку «Не отображать».
- Отметьте галочками половину служб и нажмите «Ок».
- Перезагрузите компьютер и проверьте, работает ли Проводник.
Если ошибка есть, значит, одна из отмеченных вами служб работает некорректно.
Проверьте таким способом вторую половину служб и снова перезагрузите компьютер. Отключайте службы по очереди, пока не обнаружите причину проблемы.
Если все службы проверены, но ошибка не исправлена, то переходите к изучению списка автозагрузки. Выполните следующие действия:
- Снова запустите утилиту «msconfig».
- Перейдите на вкладку «Автозагрузка».
- Оставьте включенными половину компонентов.
- Нажмите «Ок» и перезагрузите компьютер.
Дальше порядок тот же – методом исключения попробуйте найти программу в автозапуске, которая не дает Проводнику работать нормально. Этот способ требует достаточно много времени, зато если проблема кроется в одной из служб, то вы точно её выявите и сможете устранить.
Восстановление системных файлов
Если при запуске системы в безопасном режиме или при чистой загрузке Проводник продолжает вылетать, то проблема, вероятнее всего, находится глубже, чем мы предполагали изначально. В таком случае помочь может стандартная процедура восстановления системных файлов. На Windows 7 она производится следующим образом:
- Раскройте меню «Пуск» и найдите с помощью поиска командную строку. Запустите её с правами администратора.
- Введите в окне интерпретатора Windows команду «sfc /scannow» и нажмите Enter.
- Дождитесь окончания проверки.
Если в процессе проверки диска будут найдены поврежденные файлы, то система попытается самостоятельно их восстановить. В случае удачного завершения процедуры проводник перестанет вылетать, и вы сможете спокойно работать в среде Windows.
Если ни один из описанных способов не помог, попробуйте воспользоваться другими инструментами восстановления: откатите систему до контрольной точки, верните ноутбук в исходное состояние или воспользуйтесь образом Windows, если он был предварительно создан. Подробнее об инструментах восстановления можно узнать из нашей статьи «Как восстановить Windows 10». Указанная в ней информация актуальна для Windows 7 и Windows 8.1.